Главная » Все новости

Дистрибьюторские договоры в фарме

10.10.2016

Дистрибьюторские договоры в фарме: игра на грани  (Часть 1):

Андрей Горбатенко, Ассоциированный партнер ЮК «Правовой Альянс»



Когда стороны заключают дистрибьюторский договор, в первую очередь они обсуждают коммерческие условия, такие как цена товара, сроки и порядок поставки, минимальная сумма заказа, скидки и т.д. Как юрист, который сопровождал заключение большого количества дистрибьюторских договоров, могу Вас заверить, что стороны крайне редко задаются вопросом о том, как те или иные условия договора могут влиять на конкуренцию на соответствующем рынке. Более того, понимание ситуации, когда в результате исполнения договора с рынка будут вытеснены почти все конкуренты, может искренне радовать заинтересованную сторону. Однако вместе с радостью может прийти и огромное огорчение, связанное с расследованием конкурентного ведомства и наложенным штрафом. Особенно это актуально для, так называемых, социально значимых рынков, к которым, в частности, относится рынок лекарственных средств.

Рынок лекарственных средств Украины имеет высокую импортозависимость, как в сегменте готовой продукции (большинство лекарств в аптеке импортного производства), так и в сырьевом сегменте (большинство отечественных лекарственных средств производится из импортных активных фармацевтических ингредиентов). В результате, падение курса гривны сразу отражается на цене для потребителей, как вы понимаете, не в лучшую сторону. Кроме того ряд законодательных инноваций, таких как введение НДС и импортного сбора на лекарственные средства (вопреки ожиданиям идейных вдохновителей данных инноваций) также привели к росту цен на лекарственные средства.

Стремительный рост цен привел к тому, что в ситуации на рынке решил разобраться Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) и проверить, не связан ли данный рост цен с нарушениями или злоупотреблениями участниками рынка.

АМКУ проводит исследование рынка лекарственных средств, как в разрезе производитель - дистрибьютор, так и в разрезе дистрибьютор - аптека. По результатам исследования рынка АМКУ выявил ряд потенциальных нарушений и начал расследования против ряда поставщиков и дистрибьюторов. Поскольку автор этих строк принимает непосредственное участие, в качестве консультанта в ряде таких расследований, детали расследований придется оставить за скобками.

Цель данной статьи - описать риски и возможные нарушения конкурентного законодательства, которые могут иметь место в одной из цепей движения лекарственных средств, а именно в дистрибьюторских договорах.

В первую очередь стоит учитывать, что нарушения конкурентного законодательства - это нарушения в сфере бизнеса. Нарушители конкурентного законодательства, как правило, преследуют одну цель - получить дополнительную прибыль (в текущий момент или в обозримом будущем).

Задача конкурентного ведомства - выявить нарушителя, отобрать у него излишне полученную прибыль и сверх того наложить штраф, чтобы повадно не было.

Конкуренция - это экономический термин, поэтому конкурентное право представляет собой некий гибрид экономики и правовых норм. В результате, конкурентное законодательство выглядит очень не конкретным.

Основу конкурентного законодательства составляет Закон Украины “Об экономической конкуренции” (Закон о конкуренции). Данный Закон, в том числе, определяет основные нарушения в сфере конкуренции.

Для справедливости стоит также упомянуть Закон Украины “О защите от недобросовестной конкуренции”. Хотя данный Закон и определяет ряд нарушений в сфере конкуренции, но это скорее “песня из другой оперы”, не связанная напрямую с отношениями поставки лекарственных средств (например, распространение информации, вводящей в заблуждение). По этому в данной статье к Закону Украины “О защите от недобросовестной конкуренции” мы обращаться не будем.

Итак, по большому счету Закон о конкуренции предусматривает 2 вида нарушений:

  1. Антиконкурентные согласованные действия;
  2. Злоупотребление монопольным (доминирующим) положением на рынке.

Прежде чем мы посмотрим, как эти нарушения могут проявляться в дистрибьюторских договорах, нужно описать их ключевые признаки.

Антиконкурентные согласованные действия - фактически любая согласованная деятельность (бездеятельность) субъектов, которая привела или может привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции (читайте - с целью подзаработать).

Обратите внимание, что нарушением считаются не все согласованные действия, а лишь те, которые негативно влияют на конкуренцию. Закон о конкуренции содержит перечень согласованных действий, которые, как правило, носят антиконкурентный характер. Не будем их приводить в виде списка, а органично включим далее по тексту.

Разберемся также в характере злоупотребления монопольным (доминирующим) положением. Обобщая, можно говорить, что монопольным (доминирующим) положением обладает субъект, который:

  1. Не имеет конкурентов на рынке;
  2. Не испытывает существенной конкуренции из-за ограниченности возможности доступа на рынок иных субъектов.

Монополистом может быть признан субъект, который обладает долей рынка 35% и более, кроме случаев, когда такой субъект докажет, что испытывает существенную конкуренцию.

Монополистом также могут признать субъекта с долей рынка менее 35%, если будет доказано, что он не испытывает существенной конкуренции.

В тоже время в билет в категорию «монополисты» можно выиграть не только в одиночку, но и вместе с коллегами по цеху. Существует такое явление как коллективная монополия. Монополистами могут быть признаны, дуэт или трио, которые совокупно занимают 50% рынка и более. Также монополистами считается «банда» до пяти субъектов, которые обладают 70% и более рынка. Таким образом, можно стать обладателем громкого титула “монополист”, владея небольшой долей рынка, иногда 3%-5%.

Само по себе наличие монополиста (-ов) на рынке не является нарушением, но это повод для пристального внимания АМКУ к такому рынку, а для монополиста - повод для дополнительной проверки каждого своего бизнес-движения на соответствие требованиям конкурентного законодательства, поскольку законом преследуется злоупотребление монопольным положением. Как и в случае с антиконкурентными согласованными действиями, Закон о конкуренции содержит перечень действий, которые рассматриваются как нарушение, в данном случае, в виде злоупотребления монопольным (доминирующим) положением. Также не будем приводить их перечнем, а органично ... (ну Вы поняли).

Для удобства восприятия будем идти в порядке, в котором те или иные положения встречаются в дистрибьюторских договорах.

Если Вы думаете, что преамбулы договоров скучны, и в них ничего нельзя нарушить, то спешу Вас разуверить в этом. Как правило, преамбула договора содержит глоссарий терминов. Дистрибьюторские договора, в свою очередь, содержат такой термин как «территория», обозначающий территорию, на которой будет осуществляться дистрибуция товаров. Как опытных специалистов, нас с Вами должны настораживать любые ограничения, которые налагаются на любую из сторон. Чем существеннее ограничены дальнейшие действия дистрибьютора с товаром, тем больше риск нарушения конкурентного законодательства. Итак, если в договоре установлено, что дистрибуция должна осуществляться на территории Киева, то существует высокая вероятность, что могут иметь место антиконкурентные согласованные действия в виде распределения рынков по территориальному принципу. Подтверждением наличия данного нарушения будет ситуация, если дистрибьютор способен осуществлять и осуществляет дистрибуцию иных подобных товаров на других территориях. Нужно помнить, что распределение рынков (по территории, ассортименту, объему реализации или приобретения, кругом продавцов или потребителей и т.д.) - до добра не доведет.

Однако, не всегда указание конкретного региона или города в качестве территории дистрибуции, будет свидетельствовать о распределении рынков. Дело в том, что рынок имеет несколько характеристик (границ), которые отделяют одни рынки от других, а именно:

  • товарные границы;
  • территориальные границы;
  • временные границы;
  • ценовые границы.

Итак, если дистрибьюторский договор заключен с локальным дистрибьютором, который способен и обеспечивает дистрибуцию, например, исключительно в Киеве, то наличие в договоре ограничения территории дистрибуции Киевом вряд ли можно рассматривать как распределение рынков по территориальному принципу, хотя определенная доля риска остаётся. В таком случае об отсутствии или наличии нарушения будет свидетельствовать поведение производителя с другими дистрибьюторами. Если производитель осуществляет поставки по всей территории Украины, привлекая только региональных дистрибьюторов (игнорируя общеукраинских или ограничивая их в территории дистрибуции), такие действия с высокой вероятностью будут квалифицироваться как распределение рынков.

Следует также отметить, что бывают случаи, когда ограничение на поставку товаров в ту или иную страну также считается нарушением конкурентного законодательства в виде распределения рынков. Это применимо к ситуации, когда рынки нескольких стран представляют собой один консолидированный рынок, в виду отсутствия препятствий (преимущественно таможенных) для движения товаров, например рынок ЕС. В ЕС существует впечатляющий массив практики Еврокомиссии (конкурентное ведомство ЕС), посвященный этому вопросу. Поскольку цены на лекарственные средства в разных странах ЕС могут отличаться в виду различных факторов, то существует практика, когда дистрибьюторы стран ЕС с более низкой стоимостью лекарственных средств поставляют лекарственные средства в страны ЕС с более высокой стоимостью. Производители какое-то время пытались ограничивать данную практику дистрибьюторов путем прямого ограничения территории дистрибуции в договорах или путем ограничения количества поставляемых лекарственных средств. Однако такие ограничения со стороны производителей были признаны Еврокомиссией нарушающими экономическую конкуренцию. Данный подход базируется на Директиве 89/104/ЕЭС от 21 декабря 1988 года.

Следует отметить, что такую практику ЕС пока нельзя применить к Украине. На сегодняшний день ограничение территории дистрибуции территорией Украины нельзя рассматривать как нарушение, поскольку рынок Украины является обособленным. Дополнительно об этом свидетельствует тот факт, что сфера применения Закона о конкуренции, согласно части 2 статьи 2 данного Закона, ограничивается исключительно отношениями, которые влияют или могут повлиять на экономическую конкуренцию на территории Украины. Однако такая практика может иметь место в будущем, когда рынки Украины и ЕС консолидируются.

В предмете договора, как впрочем, и в преамбуле можно встретить ссылку на расшифровку такого термина как «товары», как правило, в виде отсылки к спецификации. Здесь также стоит помнить о распределении рынков, но уже по ассортименту. Настораживать должна ситуация, когда спецификации разных дистрибьюторов отличаются. У АМКУ это может вызвать вполне закономерный вопрос: «Почему?». Причины могут быть разными, но в некоторых случаях это может привести к штрафу. Здесь стоит напомнить, что, какими бы благими намерениями не руководствовались стороны договора, если договор ведет к недопущению, устранению или ограничению конкуренции, то его заключение может быть признано антиконкурентными согласованными действиями. Если товар пользуется спросом, не стоит осуществлять его поставки посредством «избранного» дистрибьютора. В отношении лекарственных средств, которые пользуются спросом, производитель должен быть готов к открытости для всех. Конечно, со всеми и сразу работать невозможно. Отбор дистрибьюторов-партнеров должен осуществляться на основе прозрачных и обоснованных критериях.

Здесь стоит упомянуть об эксклюзивных договорах. Дочитав до этого места, Вы могли уже поставить крест на таком явлении как эксклюзивный договор. Если Вы так действительно считаете, то смею Вас заверить, что этот вывод был поспешным. Эксклюзивность, действительно, сопряжена с рисками в сфере конкуренции, но это лишь повод более внимательно относиться к такого рода договорам, а не избегать их. Здесь я хотел бы отметить, что одним из проявлений симбиоза экономики и закона в конкурентном праве является то, что для квалификации действий субъектов хозяйствования необходимо понимать экономические мотивы таких действий и их последствия для конкуренции, которые также лежат и в экономической плоскости. Поэтому одни и те же действия в различных ситуациях могут квалифицироваться по-разному.

Если речь идет о рынке, на котором какой-то товар состоит в числе бестселлеров, и производитель такого товара заключает эксклюзивный договор дистрибуции с одним из дистрибьюторов, то, скорее всего, такие действия будут квалифицироваться как распределение рынков, например, по кругу продавцов, а также, вполне возможно, что и как существенное ограничение конкурентоспособности иных субъектов без оправданных на то причин, что влечет к ограничению конкуренции на рынке.

Однако если производитель выводит на рынок новый товар и планирует разделить свои усилия, направленные на его продвижение с одним из дистрибьюторов, то заключение эксклюзивного договора вполне может быть экономически обоснованным, поскольку дистрибьютор будет вкладывать свои усилия в продвижение. Было бы не правильным, если бы другие дистрибьюторы пожинали плоды его усилий.

Отметим, что когда такой новый продукт займет свою нишу на рынке и его доля на соответствующем рынке станет ощутимой, стоит задуматься о смене эксклюзивной модели на открытую. «Что такое ощутимая доля», - спросите Вы. На этот вопрос можно ответить только после проведения экономического анализа. Но этот момент также можно описать следующим образом: когда Вы поймете, что этап лонча пройден плюс полгода-год для закрепления эффекта. Учтите, что, как правило, для рынков всеукраинской дистрибуции АМКУ определяет временные границы в рамках года.

Особенно интересны во всех отношениях разделы контракта, которые касаются цены и условий поставки, в том числе с точки зрения конкурентных рисков, но не все сразу. Об этом Вы прочитаете в следующей статье.


Сссылка на ресурс:

https://www.legalalliance.com.ua/publikacii/distributorskie-dogovora-v-farme-igra-na-grani/




Дистрибьюторские договоры в фарме: игра на грани (Часть 2):

Андрей Горбатенко, адвокат, ассоциированный партнер Юридической компании «Правовой Альянс»



В этой статье мы продолжим рассматривать конкурентные риски, связанные с договорами дистрибьюции. Первую часть статьи можно прочитать здесь. .

Начнём с такого условия, как минимальный объем заказа. Зачем нужен минимальный объем заказа? Чтобы оптимизировать затраты поставщика на логистику, связанную с производством и доставкой товаров. Снова стоит вспомнить о правиле экономически обоснованные равные условия для всех. Т. е. минимальный объем заказа, по умолчанию, должен быть одинаковым для всех дистрибьюторов.

Цена товаров также должна быть одинаковой для всех дистрибьюторов (как правило, с этим нет проблем). Кроме того, с ценой могут возникнуть еще пару проблем, которые не сложно обозначить, а именно:

  • Слишком высокая цена;
  • Слишком низкая цена.

Как видите, обозначить проблемы, действительно просто, но выявить их - крайне сложно.

Ценообразование - не простой, можно сказать, интимный процесс, подробностями которого никто не хочет делиться. Когда может остро возникнуть вопрос цены?

Вопрос слишком низкой цены (маловероятная для Украины, но в целом возможная ситуация) возникает, когда участник рынка, обладающий необходимыми финансовыми ресурсами и долей рынка устанавливает цену ниже себестоимости. Такая цена очень привлекательна для потребителей, они начинают отказываться от более дорогих товаров конкурентов и конкуренты постепенно уходят с рынка. Нарушитель, несёт финансовые потери, но выживает за счёт запаса своих ресурсов и наращивает свою долю рынка. Далее, когда почти все конкуренты уйдут, нарушитель, возвращает цену своих товаров до нормального уровня.

Слишком высокая цена может быть следствием злоупотребления монопольным положением либо антиконкурентных согласованных действий.

В случае монополии, монополист осознает, что потребители, в основной массе, не могут отказаться от товаров монополиста, либо заменить его другим товаром и начинает поднимать цену с целью увеличения своей прибыли. Что здесь сложного? Наблюдателю со стороны часто бывает не просто выявить монополиста. Для того, чтобы выявить монополию, нужно обозначить рынок. Ранее мы уже говорили о различных границах рынка, теперь давайте посмотрим, как это работает в разрезе ценовых злоупотреблений. Например, в поселке одна аптека. Такая аптека будет монополистом по критерию территориальных границ рынка. Территориальные границы рынка будут соответствовать границам поселка. Чтобы у вас не сложилось впечатления, что территориальные границы рынков всегда привязаны к административно-территориальному разделение, отмечу, что существует практика, когда монополистами признавались аптеки, которые находились в стационарах ЛПУ в Киеве и других крупных городах, потом, что пациенты (потребители) не имели возможность добраться до других аптек. Временные границы. Представьте, что у всех дистрибьюторов закончилось какое-то лекарственное средство, которое пользуется спросом, но у одного дистрибьютора есть запас. Осознавая этот факт, такой дистрибьютор начинает отпускать в аптеки данное лекарственное средство по завышенной цене. Естественно, такая ситуация не может длиться долго, но на протяжении какого-то времени такой дистрибьютор займет монопольное положение на рынке.

Ценовые границы. Ценовые границы в действии хорошо видны на таких товарах как автомобили. Никто не станет спорить, что Bentley не конкурирует с BMW. В отношении лекарственных средств ценовые границы очертить часто бывает сложно, но возможно. Как правило, ценовые границы разделяют рынки лекарственных средств, на которых присутствует большое количество генериков. В таких случая можно разделить рынки лекарственных средств в одной нозологии, но в разных ценовых категориях. В подавляющем большинстве случаев, по мнению автора, ценовые границы рынков в отношении лекарственных средств неприменимы.

Однако самые не простые границы рынка - товарные. Порой, чтобы определить товарные границы рынка приходится проводить товароведческие экспертизы. Главный вопрос, который необходимо решить - определить взаимозаменяемость товаров. В отношении лекарственных средств это особенно сложный процесс.

Украинское законодательство содержит определение термина “взаимозаменяемые лекарственные средства”. Забегая на перед, отмечу, что в этом отношении законодательство не упрощает, а скорее, усложняет процесс. Итак, в соответствии с подкинутом 5 пункта 1 Порядка проведения экспертизы регистрационных материалов лекарственных средств, которые подаются на регистрацию (перерегистрацию), также экспертизы материалов о внесении изменений в регистрационные материалы на протяжении действия регистрационного удостоверения (далее - Порядок регистрации) взаимозаменяемое лекарственное средство - это генерическое лекарственное средство, которое является эквивалентным референтному лекарственному средству. В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 Порядка регистрации генерическое лекарственное средство с таким же количественным и качественным составом действующих веществ и такую же лекарственную форму, как и референтный препарат, и чья взаимозаменяемость с референтным препаратом доказана на основе специальных исследований. Порядок о регистрации содержит еще ряд норм, посвященных биоэквивалентности, фармацевтической эквивалентности и фармацевтической альтернативности, которые дополнительно подчеркивают, что взаимозаменяемые лекарственные средства - это генерические лекарственные средства.

В результате можно прийти к выводу, что рынок формируют лекарственные средства, которые содержат одно действующее вещество в одинаковой дозировке и в одной лекарственном форме.

Такой подход приводит к тому, что оригинаторы, у которых еще нет генериков, всегда выглядят как монополисты. Однако, такой подход слишком узкий и не отображает реальную картину рынка. Весьма распространенная ситуация, когда новое лекарственное средство разрабатывается в сфере, где уже есть бестселлер. Производителю нового лекарственного средства приходится серьезно попотеть за место под солнцем. В то же время производители старого лекарственного средства также прилагают значительные усилия, чтобы сохранить свои позиции на рынке. Иначе как конкуренцией, это не назовешь. При этом, у таких конкурентов различные действующие вещества, дозировка, иногда и лекарственная форма, частично разнятся показания к применению, противопоказания и побочные эффекты. Есть достаточно яркие и красноречивые примеры на рынке, однако я не могу их называть, поскольку не могу раскрывать информацию о клиентах.

В том, что товарные границы рынка лекарственных средств делятся не по действующему веществу легко убедиться на собственном опыте. Загляните в свою домашнюю аптечку, найдите лекарственные средства, которые Вы применяете, когда у Вас насморк, болит горло или голова и проверьте действующие вещества. Если от одного недуга у Вас окажется несколько лекарственных средств, то в большинстве случаев они будут на основе различных активных фармацевтических ингредиентов.

На мой взгляд, для определения товарных границ рынка стоит использовать опыт Еврокомиссии.

В основе подхода Еврокомиссии лежит терапевтическое использование препаратов, а именно по 3-му классу Анатомической терапевтически-химической системы классификации (АТС). Для общего представления, следует упомянуть, что АТС классификация была разработана в 70-х годах Европейской ассоциацией исследования фармацевтического рынка и широко используется в мире. Код АТС состоит из 7-ми знаков. Третий знак кода указывает на принадлежность лекарственного средства к определенной терапевтической и/или фармакологической группе. Четвертый знак кода дает представление о терапевтически-химической группе лекарственного средства. Определение товарных границ рынка по коду АТС работает следующим образом. Отбирается широкий круг препаратов по 3-му классу, далее круг препаратов сужается до одного или нескольких кодов АТС 4-го класса. Выборка осуществляется на основании профиля основных групп потребителей. Для этого необходимо составить профиль основной группы потребителей, который включает, например такие критерии как:

  • Заболевания;
  • Возрастная группа;
  • Иные заболевания или состояния, критичные для выбора препарата (например, диабет) и т.д.

Конечно же, часто лекарственная форма и способ введения также лежат в основе разделения товарных границ рынков, но бывают случаи, когда лекарственная форма и способ введения не настолько важны. Например, выбор между сиропом, суспензией или таблетированной формой для потребителя, как правило, не важен.

Данный подход является более сложным, а процесс разделения товарных границ рынка более трудоемким, однако в результате можно получить более адекватную картину рынков.

Еще более не простая ситуация, если завышение цен связано с антиконкурентными согласованными действиями. Дистрибьюторский договор - это первое, что будет исследоваться, поскольку сам по себе договор является согласованными действиями. Вопрос будет стоять так: "Содержит ли договор положения, которые приводят к установлению экономически необоснованных цени?" Что это может быть? Много чего. Варианты ограничены только фантазией сторон договора.

Однако нужно помнить, что антиконкурентные (т.е. такие, которые могут негативно повлиять на конкуренцию) согласованные действия могут иметь место, только тогда, когда участники таких согласованных действий обладают рыночной властью, т.е. в принципе, способны влиять на рынок.

Методика определения монопольного (доминирующего) положения субъектов хозяйствования на рынке, утвержденная Распоряжением АМКУ от 5.03.2002 № 49-р определяет рыночную власть как способность субъекта хозяйствования (группы субъектов) определять или существенно влиять на условия оборота товара на рынке, не допускать, устранять, ограничивать конкуренцию, в частности повышать цену и поддерживать ее на уровне выше, чем уровень который бы существовал в условиях значительной конкуренции.

Например, если производитель одного из парацетамолов, о котором большинство потребителей и не слышало, договорится с одной из десятка аптек на улице “Н”, что эта аптека будет продавать парацетамол этого производителя по более высокой цене, то конкуренция не пострадает. Скорее, пострадают участники такого сговора. Производитель и аптека, скорее всего, потеряют продажи. При этом другие аптеки на улице “Н” и другие производители парацетамолов особо не пострадают, скорее всего, их продажи возрастут.

Выявить антиконкурентные согласованные действия бывает достаточно сложно, поскольку их участники не сильно рвутся фиксировать свои антиконкурентные договоренности в документах, особенно в договорах. Поэтому АМКУ приходится искать признаки таких согласованных действий, опираясь на косвенные доказательства. Я не открою секрет, если скажу, что на сегодняшний день АМКУ проводит ряд расследований на рынке дистрибуции лекарственных средств и все они возникли поскольку у АМКУ есть подозрения, что действия ряда производителей и дистрибьюторов приводят к экономически необоснованным (завышенным ценам) на рынке Украины.

В чем АМКУ видит ценовой сговор? Отвечая на этот вопрос, не смогу раскрыть всех деталей, поскольку выступаю юридическим советником в ряде таких дел, однако в общих чертах смогу описать ситуацию, оперируя информацией доступной в открытых источниках. Основным признаком ценового сговора АМКУ видит скидки и механизм их предоставления. По мнению АМКУ, если поставщик предоставляет дистрибьютору скидки за что бы то ни было, а дистрибьютор не транслирует такие скидки дальше (оставляет себе) и такая ситуация имеет место постоянно, то существует сговор, в рамках которого, поставщик изначально завышает цену на поставляемые лекарственные средства, чтобы увеличить маржинальность дистрибьютора. Кроме того, в качестве одного из признаков ценового сговора АМКУ видит механизм предоставления скидок, а именно, так называемых, ретро-бонусов, когда скидка за достижения в отчетном периоде предоставляется в следующем периоде. По мнению АМКУ, данный механизм позволяет участникам сговора скрыть факт отсутствия трансляции скидки в дальнейших продажах.

До завершения расследований, я вынужден воздержаться от комментариев в отношении описанных подходов АМКУ, однако отмечу, что не все так однозначно и сам факт предоставления скидок, даже в виде ретро-бонусов не может свидетельствовать о наличии сговора.

Сегодня формируется практика применения конкурентного законодательства в отношении дистрибьюторских договоров. С учетом динамики рассмотрения данного вопроса АМКУ, в ближайшее время могут быть вынесены ряд решений. Будем надеяться, что в этих решениях мы найдем ясные и взвешенные выводы, которые будут служить для рынка ориентирами.

Сссылка на ресурс:

https://www.legalalliance.com.ua/publikacii/distributorskie-dogovora-v-farme-igra-na-grani-cast-2/


Комментарии к этой записи в блоге

Написать свой комментарий

captcha

    Важно

    1. ОПЫТ – исходя из нашего многолетнего опыта по проведению рекламных кампаний в аптеках и медицинских учреждениях Украины, мы знаем как сделать успешную РК, даже при минимальном бюджете.

    2. ВОЗМОЖНОСТИ - размещение информации в рамках формата А1 возле кабинетов профильных специалистов по всей Украине на ваш выбор.


    3. СПЕЦИАЛИСТЫ - наличие наших представителей по всей Украине, что значительно ускоряет процесс размещения рекламы и передачу информации к конечному потребителю.


    4. ТВОРЧЕСТВО - штат дизайнеров-профессионалов готовы оперативно адаптировать или создать макет рекламной продукции вашей компании для дальнейшего размещения.


    5. ПАРТНЕРСТВО – наше длительное сотрудничество с компаниями фармацевтического рынка, медицинскими учреждениями и аптечными сетями, дает понимание и знание всех процессов и нюансов во время работы над рекламной кампанией.


    Размещение рекламы

    Рабочие дни: 10:00-20:00
    Выходные дни: 10:00-17:00


    +38 (044) 537 13 06

    +38 (050) 067 49 85

    Бренды каталога

    Ассоциация заказчиков и производителей социальной рекламы в Украине Всеукраїнська Рада захисту прав та безпеки пацієнтів ВСЕУКРАЇНСЬКА ФАРМАЦЕВТИЧНА ПАЛАТА ВСЕУКРАЇНСЬКЕ ЛІКАРСЬКЕ ТОВАРИСТВО "ВУЛТ"
реклама в поликлиниках, реклама в аптеках, брендирование аптек, реклама аптеки, виды рекламы в аптеке, реклама аптеки фото